Современная психология

Программа курса «Современная психология с позиций теории оптимума развития»

Автор и ведущий: Евгений Шелкопляс

Тема 1.Уровни организации психики и мотивы поведения человека.

Лекционное занятие:

Уровни и принципы организации в теории систем. Теория системного оптимума развития человека и социума (ТОР) как современный этап развертывания теории систем, синтеза гуманитарных и точных наук. Мотивационная сфера как основа изучения процессов адаптации и развития индивида на уровне биологической, социальной и духовной среды. Классификация потребностей в концепции А.Маслоу и в ТОР. Понятие фрустрации. Конструктивные (гармоничные) и неконструктивные варианты преодоления фрустрации.   Общие принципы  и факторы динамичной гармонии развития человека и общества.

Практические занятия. Тематическая дискуссия. Тестирование

Тема 2. Основные теории современной психологии.

Лекционное занятие:

Сравнительные характеристики психоанализа З.Фрейда,  бихивеоральных концепций, гештальттеории К.Левина и Ф.Перлза, гуманистической психологии К.Роджерса, Э.Фромма, индивидуальной психологии А.Адлера, конституциональных теорий личности (А.Личко, П.Ганнушкина, Т.Лакосиной), культурно-исторической теории Л.Выготского, логотерапии В.Франкла, неофрейдизма К.Хорни, пятифакторной модели личности (А.Айзенк, Д.Кэттелл), системы дзен-буддизма, социально-когнитивной теории  А.Бандуры, структурного  психоанализа Ж.Лакана, теории интегральной индивидуальности В.С.Мерлина, теории первичной травмы О.Ранка (Розенфельда), А.Янова, теория самоактуализации А. Маслоу, трансакционного анализа Э.Берна, философско-психологической концепции С.Рубинштейна, экзистенциальной  психологии личности, эпигенетической теории Э.Эриксона, эстетико-философской концепции  личности М.М. Бахтина. Основные идеи современной психологии с позиции ТОР.

Практические занятия. Тематическая дискуссия.

Тема 3. Типология личностных качеств и сценарии жизни. Принципы организации жизни микросоциума (семья, производственный коллектив, дружеская компания).

Лекционное занятие:

Варианты конституционально-адаптационных типов человека. Структура личности в ТОР. Формула интеграции радикалов. Тип основных референтных групп. Уровни притязаний и ролевые статусы. Поплавки самооценки, тип  и динамика личностной самооценки.  Судьба, рок, карма, неосознаваемый сценарий жизни индивида, рода, народа (А.С. Хомяков). Трехфакторная теория индивидуальной судьбы А.Зонди.

Референтные группы как первичная социально-психологическая среда. Принципы организации социальных и примитивных референтных групп (Е.Добрович).

Практические занятия. Тематическая дискуссия с элементами ролевой игры.

Тема 4. Макросоциум.

Лекционное занятие:

Социальные группы, страты, касты. Основные формы общественной организации. История этических учений. Противоречия современных культур, идеологий, социально-экономических групп. Влияние социальных противоречий на семью и личность.

Практические занятия. Тематическая дискуссия с элементами ролевой игры.

Тема 5. Религии, культуры, миссии.

Лекционное занятие:

История мировых религий и культур. Соотношение  влияния религии и культуры на  социальную жизнь общества. Цивилизация и культура (Н.Бердяев, П.Сорокин, О.Шпенглер). Западники и почвенники в послепетровскую эпоху развития социальной мысли в России. Российские и европейские мыслители о миссии России (П.Чаадаев, Ф.Достоевский, Н.Бердяев, П. Сорокин, Л.Гумилев, О.Шпенглер, А.Тойнби).

Практические занятия. Тематическая дискуссия.

Тема 6. Принципы и формы регуляции социальных отношений.

Лекционное занятие:

Право, мораль,  Логос. Соотношение юридических, этических и метафизических оснований в регулировании социальных отношений (О.Конт, А.Смит, К.Маркс, А.Сахаров). История правовых и политических учений. Проблема соотношения идей Свободы и Справедливости, провиденциализма и свободы воли в организации социальной жизни. Деятельный идеализм С.Булгакова. Философия хозяйства как система принципов  социальной организации. Теории социальной конвергенции.

Практические занятия. Тематическая дискуссия с элементами ролевой игры.

Тема 7. Психологическое содержание социально-экономических категорий.

Лекционное занятие:

Деньги, собственность, власть, управление, хозяйство. Категория социальной полезности на уровне индивида, микро и макросоциума, рода, народа, человечества. Динамическая гармония - как цель, комплементарность бинарная и системная - как принцип, познание и ответственность - как основания  индивидуального и социального развития.

Практические занятия. Тематическая дискуссия.

Тема 8. Философская антропология.

Лекционное занятие:

Системные принципы гармонии  человек – семья – общество - человечество – мир. Н.Бердяев о роли религии в организации смыслов бытия. Сингулярное состояние технологий и культуры как проблема антиципации, адаптации и развития личности и общества. Самобытность, глобализация, «глокализация» (Е.Косов). Развитие как подъем сущностей на новые уровни организации. Анализ работ в сборнике «Человек завтрашнего дня».

Практические занятия. Тематическая дискуссия.

 

Рекомендуемая литература

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука, 1990. – 207 с.

2. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.

3. Выготский Л.С. Основы педологии: Стенограммы лекций. // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 395-420.

4. Гумилев Л.Н. От Руси до России. – М.: Айрис-Пресс, 2008.

5. Джеймс Браун. Психология Фрейда и постфрейдисты. – М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 1997. – 304 с. (Серия «Актуальная психология»).

6. Келли Дж. Психология личности: теория личностных конструктов. - Спб, 2000.

7. Косов Е. Казачья воля. – М.: Книга по Требованию, 2011. – 498 с.

8. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат. (Серия: Мыслители XX века), 1991. – 526 с.

9. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

10. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. – 253 с.

11. Осипов Ю.М. Обретение. – М.: ТЕИС, 2011. – 591 с.

12. Руководство по телесно-ориентированной терапии. Первичная терапия А.Янова. – СПб.: Речь, 2000.

13. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве. – СПб.: «Азбука-классика», 2010.

14. Стреляу Я.  Роль темперамента в психическом развитии.  - М.: Прогресс, 1982. – 277 с.

15. Шелкопляс Е.В.  Деньги, собственность и массовая психология. – Иваново: ИГМА, 1996. – 66 с.

16. Шелкопляс Е.В.  Программа самой благозвучной партии России – Партии Умеренного Прогресса. – Иваново: «Иваново-Вознесенск», 1998. – 62 с.

17. Шелкопляс Е.В. Введение в психологию оптимума. (Цикл популярных лекций. Лекция первая). – Иваново, «Траст Сервис», 2003. – 112 с.

18. Шелкопляс Е.В. Новая модель социально-экономического развития России: от растерянности к гармонии. - Иваново: Юнона, 2012. - 56 с.

19. Шелкопляс Е.В. Психология российских реформ. – Иваново: ИГМА, 1993. – 27 с.

20. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т.1 Образ и действительность. – Минск: «Попурри», 2009. – 656 с.

21. Экзистенциальная психология.  – М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. – 624 с. (Серия «Психологическая коллекция»).

22. Юнг К.Г. Психологические типы. - Спб.: «Азбука», 2001. – 736 с.